Онлайн-занятие «Свистать всех наверх!» (для детей среднего школьного возраста)

Гравюра с изображением строительства корабля, 1486 год

Дорогие друзья! Каждый из вас, скорее всего, отправлялся в путешествие на автомобиле, поезде или же на самолёте. А кто-то, возможно, и на корабле. Ещё чуть более 150 лет назад самым распространённым средством предвижения был корабль. С древнейших времён корабли были помощниками в торговых связях между народами. Так, знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывающий Скандинавию и Византию, проходил по рекам и морям, а основными суднами были ладьи и варяжские (скандинавские) дракары.

Но давайте вернёмся в очень далёкое прошлое. Первобытные люди не задерживались долго на одном месте: земледелие было им неизвестно, они охотились, занимались собирательством. Наконец, однажды человек взобрался на плавающий в воде ствол дерева, чтобы добраться на нём до богатой раковинами приливной зоны. Он понял, что так плыть легче. Потом оказалось, что два связанных вместе ствола уже не вращались. Так, возможно, и было изобретено первое плавательное средство — плот. Река превратилась из препятствия в друга, источник воды и пищи. Именно вдоль рек возникали большие человеческие поселения, деревни и города.

Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделёнными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью вёсел, лишь изредка используя парус. Позднее наряду с гребными появились и чисто парусные суда. Своего расцвета морская торговля достигла в эпоху Великих географических открытий, когда были открыты новые материки и острова. Одновременно возросло значение главных морских путей, связывавших основные центры торговли со вновь созданными.

Давайте рассмотрим наиболее значимые вехи в развитии кораблей.

ФИНИКИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ КОРАБЛЬ

Финикийцы были очень процветающим народом. Торговцев этого государства знали даже за Гибралтарским проливом. Главным способом доставки товаров были корабли. На них финикийцы ходили очень часто, подобная потребность не могла не сказаться на развитии флота. Большинство историков связывают радикальный переворот в кораблестроении с появлением в Средиземноморье «народов моря» в XII веке до нашей эры. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой груз.

Финикийские суда, как и у «народов моря», были килевыми, а не плоскодонными, что давало возможность значительно увеличить их скорость. К мачте на две реи крепился прямой парус: эта конструкция была заимствована у древнеегипетских моряков. Гребцы рассаживались вдоль борта в один ряд, а на корме прочно закреплялась пара мощных вёсел, позволявших легко повернуть судно в нужную сторону. Трюм был очень вместительным, поэтому в нём перевозили кожаные бурдюки или амфоры, содержащие масло, вино и зерно. В некоторых случаях для большей сохранности продуктов трюм даже заполняли водой. Более дорогие товары помещали на палубу и ограждали их деревянными решётками. На корабельном носу устанавливали большой сосуд, в который наливалась питьевая вода. Длина корабля могла составлять 20-30 метров, а численность экипажа колебалась в пределах от 20 до 30 человек.

РУССКАЯ БОЕВАЯ ЛОДЬЯ (ЛАДЬЯ)

Согласно историческим данным, уже в 500-700 годах славяне были способны передвигаться по акватории Чёрного и Средиземного морей благодаря высокоразвитому судостроению. Об этом свидетельствует 907 год, когда киевский князь Олег отправился в Константинополь. Кроме того, имеются и другие письменные подтверждения величия славянского мореходства. Такой корабль назывался «лодья». Это крупное судно, способное перевезти около 40 моряков. Чтобы повысить вместимость корабля, использовалась не только цельная древесина, но и поднятые при помощи досок борта. На ладье располагался украшенный парус из холщевой ткани. Люди, сидевшие на вёслах, защищались от палящих солнечных лучей специальным навесом.

ГОКШТАДСКИЙ КОРАБЛЬ (ДРАКАР)

Данный корабль был обнаружен в Норвегии, вблизи Сандефьорда в 1880 году. Скандинавский корабль датируется 900 годами. В длину он достигал 24 метра при ширине в 5,1 метра. Для движения мог использоваться парус, созданный из нескольких вертикальных полотен и скреплённый с реей. Также применялись вёсла, достигавшие в длину 5,5 метра. Корабль обладал сильно приподнятым на окончаниях бортом. Корпус создавался из древесины дуба, которая дополнительно украшалась различными узорами и рисунками. В 1898 году, 12-ти норвежцам удалось построить полностью аналогичное судно, на котором они преодолели всю Северную Атлантику. Им удавалось развивать порядка 10-ти узлов (18,52 км/ч), что является хорошим показателем не только для IX века, но и на 200 лет вперед.

ФЛАМАНДСКАЯ КАРАККА

Этот корабль являлся самым большим среди всех существовавших в начале XV века. Он обладал развитыми надстройкам на передней и задней частях. Существовали варианты с 3-мя и 4-мя палубами, а также от 3-х до 5-ти мачт. Для Этот корабль являлся самым большим среди всех существовавших в начале XV века. Он обладал развитыми надстройкам на передней и задней частях. Существовали варианты с 3-мя и 4-мя палубами, а также от 3-х до 5-ти мачт. Для обшивки применялся метод вгладь, борта обладали некоторым закруглением и загибом к центральному уровню. Из-за особенности формы бортов осуществлять абордаж противника было сложно. Каракка Фламандии, существовавшая в XV веке, обладала прямоугольными парусами, установленными на фок-мачтах (первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами) и грот-мачтах (обычно вторая мачта, считая от носа судна); бизань-мачта (название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне) оборудовалась скошенным типом парусов. В длину каракка достигала 35,8 метра при ширине в 5,7 метра и способна была перевозить до 537 тонн, сохраняя осадку на уровне в 4,1 метра. Количество людей на корабле — 86 человек, включая команду и руководящий состав. Для самозащиты и нападения торговые суда снабжались 12-ти пушками, а военные могли нести на себе до 40-ка пушек.

КАРАВЕЛЛА

Каравелла — португальское парусное судно, особенно известное в XV веке. По многим характеристикам этот корабль опережал другие судна, существовавшие в то время. Каравелла отлично лавировала во время сильных штормов, что обеспечивало высокую безопасность экипажа.

Благодаря лёгкости и маневренности, она играла большую роль в эскадрах, сопровождавших мореплавания великих путешественников. Удачная конструкция корпуса позволяла каравелле быть очень устойчивым судном, что являлось очень важным в долгих мореплаваниях. Известный первооткрыватель Христофор Колумб не раз переплыл на каравелле океан.

Первые каравеллы достигали длины в 30 метров, ширины — 4-10 метров, имели 3-4 паруса, а также обладали водоизмещением в 55-75 тонн и латинскими парусами. Скорость судна могла достигать 15-16 узлов (около 30 км/ч). Также, судно было оснащено высокими мачтами и бушпритом (наклонное круглое дерево, выступающее вперёд с носа парусного судна).

Это способствовало увеличению площади парусов, что в свою очередь позволило увеличить скорость. Удачная конструкция корпуса позволяла каравелле быть очень остойчивым судном, что являлось очень важным в долгих мореплаваниях. Обшивка, использованная при строительстве каравеллы, называлась «карвель», что и дало название самому судну. Поддерживающие латинские паруса позволяли кораблям лучше бороться с ветром.

В конце XV – начале XVI вв. конструкция каравелл перетерпела большие изменения. Новые каравеллы имели прямой парус. В дальнейшем, были внесены изменения в поперечные связи корпуса, которые ставились поверх обшивки борта. Это тормозило ход судна. Несмотря на многие положительные качества каравеллы, её конструкция была недостаточно прочной. Поэтому экипаж должен был постоянно следить за состоянием обшивки и заниматься ремонтом судна.

ШХУНА «ПОЛОЦК»

Пазл с изображением шхуны «Полоцк» в экспозиции Детского музея

В XVIII веке была построена парусная шхуна «Полоцк», входившая в состав Черноморского флота Российской империи. Использовалась в качестве репетичного судна (корабль, предназначенный для репетования сигналов, то есть, для их повторения вслед за поднявшим сигнал кораблём — для большей надёжности и ускорения приёма сигналов отдалёнными кораблями). 

Шхуна участвовала в войне с Турцией 1787—1791 годов. В декабре 1799 года судно вышло из Николаева с припасами для эскадры адмирала Фёдора Ушакова, находившейся в Средиземном море, и пропало без вести.

Развитие кораблестроения привело и к созданию навигационных приборов. В дальних плаваньях, чтобы не сбиться с пути, мореплаватели ориентировались по звёздам. Направление на север морские путешественники определяли по Полярной звезде. Это крайняя звезда в ковше созвездия Малая медведица.

«Звёздное небо» в экспозиции Детского музея

Благодаря тому, что она расположена менее чем в 1° от Северного полюса мира и с течением времени её положение меняется крайне незначительно, эта звезда служит довольно точным указателем северного направления. При этом её высота над горизонтом совпадает с географической широтой наблюдателя. Подобная особенность на долгие века обеспечила ей славу путеводной звезды, хотя она и не является самой яркой на нашем небе.

Как морские путешественники определяли путь в облачную погоду ночью?

Правильно, по компасу!

История изобретения компаса уходит далеко в прошлое. Первое описание компаса сделал в III веке до нашей эры китайский философ Хэнь Фэй-цзы. Это была разливательная ложка, сделанная из магнетита,  по форме похожая на шар, с узкой ручкой.

Компас китайского философа Хэнь Фэй-цзы

В середине XI столетия в Китае изготовили из искусственного магнита плавающую стрелку. Чаще всего она имела форму рыбы. Её опускали в воду, где она плавала. Голова рыбки всегда указывала на юг. В то же время учёный из Китая Шэнь Гуа придумал несколько вариантов компаса. Он намагничивал швейную иглу и с помощью воска крепил её к висящей нити из шёлка. Это был более точный компас, так как было уменьшено сопротивление, возникающее при повороте. В другом варианте он предлагал эту иголку насадить на шпильку. На основании своих опытов изобретатель Шэнь Гуа заметил, что стрелка показывает на юг с небольшим отклонением. Он смог объяснить это разницей между магнитным и географическим меридианом. Позже учёные научились высчитывать это отклонение для разных частей Китая. В XI столетии на многих китайских кораблях стояли плавающие компасы. Их располагали на носу корабля, чтобы капитан всегда мог смотреть на его показания. В XII веке китайским изобретением воспользовались арабы, а в XIII веке — европейцы. В Европе первыми узнали о компасе итальянцы, потом испанцы, французы, а затем англичане и немцы. Тогда компас представлял собой пробку и намагниченную иголку, плавающую в ёмкости с водой. Вскоре, чтобы защитить от ветра, её стали прикрывать стеклом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ещё первобытные люди столкнулись с преодолением рек и озёр. Это и стало одним из стимулов для создания кораблей. Одними из первых знаменитых мореплавателей были финикийцы, которые бороздили Средиземное море. Усовершенствованию судов благоприятно влияло развитие торговли, ну а эпоха Великих географических открытий привела к появлению каравелл, которые уже могли проплывать тысячи и тысячи километров бескрайних океанов. Ещё больше о путешествиях и Великих географических открытиях вы узнаете, придя к нам в Детский музей!

А теперь, вы можете проверить себя, поиграв в игру-мемори!